Запись на прием

Представьтесь:
Номер телефона:
E-mail:
Дата встречи:
Сообщение:

line1


ул. Республики, 160, оф. 106 | ул. Республики, 148А/2 | ул. Республики, 6
ЗвонитеЗвоните: (3452)520-420 г. Тюмень map Карта офисов
foto

Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

 

 

Федеральный закон Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

Внесены изменения в Гражданский кодекс, которые позволяют гражданам создавать союзы для защиты своих интересов. Причем такие организации будут действовать на некоммерческой основе. В документе, который сегодня публикует "Российская газета", говорится о создании объединений и ассоциаций граждан. В споре с армией чиновников или отрядами коммунальщиков один в поле не воин. Но даже если люди собирались в небольшую команду, чтобы защищать, например, свой двор от незаконной постройки, они легко могли нарваться на вопрос: "а вы кто такие?" Мол, сами вы никто, звать вас никак. Теперь люди смогут гораздо доходчивей объяснить тем же чиновникам, откуда появилась делегация. Поправки в Гражданский кодекс вводят новый правовой институт. Закон предусматривает создание ассоциаций или союзов, в которые могут объединяться граждане для защиты общих, в том числе профессиональных или имущественных интересов. Могут создаваться и профессиональные ассоциации, например, адвокатов, садовников, поэтов, оценщиков и так далее. Цели подобной ассоциации, естественно, не должны противоречить закону. Для того чтобы учредить союз, достаточно собраться пятерым неравнодушным гражданам. Пять - это уже сила.

ЦИФРА: 5 человек достаточно для создания гражданами союза по защите своих интересов Они могут избрать председателя и положиться на него, как на самих себя.Как поясняют в администрации президента, принятие данного закона создаст дополнительные возможности для реализации конституционного права граждан на объединение. Интересно, что в свое время в Ассоциации юристов России обсуждалась идея ввести институт так называемых коллективных исков. Он бы позволил гражданам объединяться для отстаивания своих прав в суде. Бывает так, что проблема задевает многих людей. Допустим - частый случай, - чиновники продали землю под строительство, не посчитавшись с мнением жителей соседних домов. Технология здесь отработана: подстроенные слушания, где общественность изображают сотрудники администрации и послушная масса, одобряют проект, потом все начинается быстро и без особого шума. Чиновников и коммерсантов, конечно же, не волнует, что инфраструктура не выдержит, что появятся пробки, что школы и детсады в округе перегружены. Им важнее, что проект принесет "живые деньги", если не в казну, то себе лично. Если кто-то хочет с этим бороться, должен судиться самостоятельно. Конечно, если исков будет несколько, их могут объединить. Но все же легче сразу начинать борьбу сообща. Как поясняют правоведы, предполагается, что коллективный иск можно будет подавать в защиту неопределенного круга лиц. Допустим, во дворе не работает колонка. Простому прохожему от этого вроде бы ни холодно ни жарко, но, допустим, ему станет обидно за человечество. И тогда он сможет подать иск в защиту тех гипотетических людей, которые могут в принципе пострадать от отсутствия воды в колонке.

Нередко человеку приходится отстаивать свои интересы в одиночку, доказывая еще, что дело его касается Точно так же и с пресловутой точечной застройкой: подавшему иск человеку придется доказывать, что он живет в соседнем доме и от появления новых соседей непременно пострадает. Вроде бы подход справедливый, но так получается, что он снижает возможности граждан по защите своих прав. Бывает, что жители апатичны или боязливы. Они бы и рады поручить кому-то защиту своих прав, но рычагов нет. Напомним, сейчас иски в защиту прав неопределенного круга лиц могут подать только местные власти, прокуратура, Роспотребнадзор и ассоциации защиты прав потребителей. А каждый гражданин вынужден подавать отдельный иск, как, допустим, обиженный потребитель или обманутый дольщик. Объединение таких исков в одно дело происходит редко, говорят адвокаты. Недавно мин.юст даже выносил на обсуждение законопроект, предлагающий ввести коллективные иски. Проект вводил определенные условия и ограничения, но в целом давал право на обращение в суд в защиту группы лиц в том числе общественным организациям. Впоследствии документ был внесен в Госдуму от имени группы депутатов. Если инициатива пройдет, то право ассоциаций и союзов добиваться правды в суде будет дополнительно подтверждено. Но в любом случае организации, которые можно будет создать по опубликованному закону, будут обладатать достаточным весом

 

Федеральный закон Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях""

Принят Государственной Думой 25 января 2013 год

Одобрен Советом Федерации 6 февраля 2013 года

Статья 1

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2006, N 45, ст. 4627; 2010, N 19, ст. 2291) следующие изменения:

1) статью 121 изложить в следующей редакции:

"Статья 121. Основные положения об ассоциациях (союзах)

1. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией.

В организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.

2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

3. Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении отдельных видов ассоциаций (союзов).

4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом и (или) уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

5. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд.

6. Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами и иными правовыми актами.";

2) дополнить статьей 1211 следующего содержания:

"Статья 1211. Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)

1. Количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее пяти. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному количеству учредителей таких ассоциаций (союзов).

2. Устав ассоциации (союза) должен определять ее наименование и место нахождения, предмет и цели ее деятельности, содержать условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).";

3) дополнить статьей 1212 следующего содержания:

"Статья 1212. Особенности управления ассоциацией (союзом)

1. К исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) относятся:

1) определение приоритетных направлений деятельности ассоциации (союза), принципов образования и использования ее имущества;

2) изменение устава ассоциации (союза);

3) образование других органов ассоциации (союза) и досрочное прекращение их полномочий, если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов ассоциации (союза);

4) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ассоциации (союза), если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов ассоциации (союза);

5) принятие решений о создании ассоциацией (союзом) других юридических лиц;

6) принятие решений об участии ассоциации (союза) в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств ассоциации (союза);

7) принятие решений о реорганизации или ликвидации ассоциации (союза), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

8) избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) ассоциации (союза);

9) принятие решения о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов;

10) принятие решений о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза).

2. В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент или другие), а также могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление и тому подобное).

3. По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органов ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.";

4) статью 122 признать утратившей силу;

5) статью 123 изложить в следующей редакции:

"Статья 123. Права и обязанности члена ассоциации (союза)

1. Член ассоциации (союза) вправе:

1) в порядке, установленном законом или уставом ассоциации (союза), участвовать в управлении делами ассоциации (союза);

2) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и уставом ассоциации (союза), получать информацию о деятельности ассоциации (союза), знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

3) в порядке, установленном законом, обжаловать решения органов ассоциации (союза), влекущие за собой гражданско-правовые последствия;

4) в случаях, предусмотренных законом, оспаривать совершенные ассоциацией (союзом) сделки и требовать возмещения причиненных ассоциации (союзу) убытков;

5) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами на равных началах с другими ее членами;

6) по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода;

7) осуществлять иные права, предусмотренные законом или уставом ассоциации (союза), в порядке, установленном уставом ассоциации (союза).

2. Член ассоциации (союза) обязан:

1) участвовать в образовании имущества ассоциации (союза) в порядке, в размере, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом ассоциации (союза) в соответствии с настоящим Кодексом или иным законом;

2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ассоциации (союза);

3) участвовать в принятии решений, если его участие в соответствии с законом и (или) уставом ассоциации (союза) необходимо для принятия таких решений;

4) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда ассоциации (союзу), участником которой он является;

5) уплачивать предусмотренные уставом ассоциации (союза) членские взносы;

6) по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы.

3. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены уставом ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

4. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 2002, N 52, ст. 5141; 2006, N 3, ст. 282; N 45, ст. 4627; 2008, N 30, ст. 3604) следующие изменения:

1) в статье 11:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Ассоциации (союзы)";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.";

в) пункт 2 признать утратившим силу;

г) в пункте 3 слова "юридического лица" исключить;

2) статью 12 признать утратившей силу;

3) пункт 4 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"4. Ассоциация (союз) вправе преобразоваться в некоммерческую организацию в одной из организационно-правовых форм, указанных в пункте 5 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации.".

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие пункта 5 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на отношения, связанные с преобразованием ассоциации (союза) в хозяйственное общество, товарищество, если решение о таком преобразовании принято до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Положения пункта 1 статьи 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), касающиеся установления минимального количества учредителей ассоциации (союза), применяются к ассоциациям (союзам), созданным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Учредительные документы ассоциаций (союзов), созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких ассоциаций (союзов).

5. Учредительные документы указанных в части 4 настоящей статьи ассоциаций (союзов) до приведения их в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Наверх